Творчество Бахтыбека Талкамбаева

Живописные полотна художника представляют импровизационные орнаментально-знаковые системы, которые рождаются в процессе общения с природой, в процессе и изучения древней культуры. Эти композиции являются не только его таинственным посланием человеку, но и своего рода каналом связи и общения с энергией природы, которая даёт силу и здоровье. На основе этого была создана уникальная методика психореабилитации посредством свободного художественного мышления.

Бахтыбек применяет её в своей работе с детьми и взрослыми разного возраста, у которых есть проблемы здоровья и психического сознания. Рисуя, они не только становятся здоровыми и успешными, но и обретают внутреннюю свободу и уверенность, открывают в себе безграничные возможности творцов и созидателей.

К Бахтыбеку всегда тянулись люди, чтобы поговорить, посмотреть, как он рисует. Всё началось с того, что кто-то остался рисовать рядом с художником, первый раз взяв карандаш в руки. Начав с простого и продвигаясь вперёд даже маленькими шагами, можно достичь много.

Постепенно возникала уверенность в собственных силах, рисунки становились сложнее и красочнее, вместе с этим росла необходимость в постоянных занятиях. Рука становилась крепче, появились новые идеи и образы. Одновременно человек обнаружил, что в нём происходят какие-то внутренние перемены, он становился уравновешенней, жизнерадостней, отступали страхи, головные боли, негативные мысли.

К Бахтыбеку стали обращаться действительно больные люди, испробовавшие разные способы избавления от неотступавших болезней. Сначала это были «почеркушки» ни о чём, робкие, застенчивые, «корявые». Но, чем больше человек рисовал, тем свободнее и уверенней становился. Такой опыт систематизировался и подсказал направление и методы работы с людьми.

Через некоторое время после первых, как правило, схематичных или просто неудачных попыток (у каждого этот ранний период разный) в рисунках начинают читаться знаки явно выраженной внутренней борьбы, происходящей в человеке, постепенное освобождение от тёмных сил и, наконец, обретение гармонии и какой-то светлой успокоенности.

На последних стадиях в декоративных композициях почти всех авторов появляются солярные символы (Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов). Спирали (символ вечного движения и совершенствования), изображение деревьев (символ – «древо жизни»), гор («мировая гора») и др. Цветосочетания гармонизируются, становятся более светлыми, яркими, праздничными.

Композиции приобретают законченную целостность и выразительность. Всё это происходит буквально со всеми учениками художника вне зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, образовательного уровня или диагностированного заболевания.

Метод Б.Талкамбаева позволяет с иной точки зрения взглянуть и на собственно орнаментальное творчество, в рамках которого с исторически определенные времена развивалась художественная традиция каждого народаУже неоднакратно делались предположения, что орнаментальное искусство – закодированное послание национальной культурной ментальности, раскрывающие её связи с природой, космосом, историей. Опыт Бахтыбека Талкамбаева указывает на ещё неизученные возможности человеческой психики, в которой, по-видимому, изначально заложена способность к творческому созиданию.

Из статьи Камиллы Ли, чл. Ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО, доктор искусствоведческих наук.

Посмотреть фотографи с мастер-классов Бахтыбека Талкамбаева