Почему у ребёнка не получается хорошо учиться.

Василакий И.Р.
Почему у ребёнка не получается хорошо учиться.

Перед тем, как отдать ребёнка в 1 класс, родители активно занимаются его подготовкой к школе. Наступает счастливый момент. Ребёнок с радостью идёт в школу. Родители уверены в том, что ребёнок будет успешен в обучении, ведь для этого они сделали многое. Ребёнок с открытым сердцем включается в процесс получения знаний и не предполагает, что на уроке может быть страшно! Проявиться этот страх у ребёнка может в любой момент и в любом классе. Это зависит от устойчивости психического и эмоционального состояния ребёнка. От частоты проявления травмирующих ситуаций.

Причиной страха может быть:

  • школьная среда, отличная от дошкольной;
  • несовпадение темпа работы ребёнка с требуемым темпом класса;
  • незнание ребёнком того, что ошибаться можно, дозволено и естественно;
  • авторитарный метод обучения;
  • неприятие учителем «неуспехов» ученика;
  • разочарование и укоризненные вздохи родителей;
  • желание соответствовать ожиданиям взрослых и незнание как это сделать и др.

Если ребёнок не понимает причину происходящего, не получает поддержки взрослых, то ему страшно. Страх не позволяет ему качественно воспринимать учебный материал, от этого ещё страшнее. Круг замыкается. Из-за непонимания причин происходящего, взрослые отказывают ребёнку в поддержке. Приходится слышать даже такие объяснения: «Он это делает специально, хулиганит! Мы проверяли, со здоровьем и интеллектом у него всё в порядке! Он с репетитором занимается, мы с ним занимаемся несколько часов!»

Да, ребёнок добросовестно занимается дома, но каждый день опять идёт в среду, которая является источником его страха. Тревожит то, что в большинстве случаев, дети быстро «отыскивают» в своём теле место, где живёт страх, а на поиски в своём теле места, где живёт смех, уходит больше времени.

Метод психокатализа достаточно успешно и результативно справляется с подобными страхами. В некоторых случаях достаточно одной консультации для положительного результата. Наряду с помощью по расформированию стихийно сложившегося напряжения, ведётся профилактика рецидива. Обсуждается дальнейшее поведение ребёнка в подобных ситуациях, что позволяет ему осознанно выбрать алгоритм правильного поведения и исключить «испуг». Новый опыт принимается и сопровождается в телесность. Параллельно проводится консультирование родителей по пониманию причины страха и предупреждению в дальнейшем подобных проявлений у ребёнка.

Вот примеры того, как проявляется этот страх:

Вадим К.,1 кл. Страх в пальцах, боится написать в классе некрасивые буквы. Из-за этого отстаёт от темпа работы всего класса. Положительный результат после 2х консультаций.

Давид Н., 1 кл. Страх в пятках, после того, как учительница сказала: «Кто будет плохо себя вести на уроке, останется в школе до вечера». Положительный результат на первой встрече.

Арина К., 1 кл. Страх поселился в ушах, после того, как в классе очень ярко рассказали про «конец света». Отказалась ходить в школу и расставаться с родителями. Отпустила «страх» поваляться в снегу. Работа заняла 20 мин.

Влад М., 4 кл. Страшно во время диктантов и контрольных работ. Первые проявления были во 2 кл., но родители не обратили на это внимание. Страх «чёрный, плотный и холодный» полностью заполнил тело. Ребёнок «прозрачный», нет аппетита, постоянно болеет.

Антон В., 4кл. Наступает удушье, если сразу не может решить задачу. Страх в виде обруча на горле появился после того, как первый раз засомневался у доски и не ответил на вопросы учителя.
В данных двух случаях работа ведётся комплексно: убираем страх, учимся решать задачи и писать контрольные, учимся алгоритму правильного поведения в классе.

Метод психокатализа успешно применяется и при работе с гиперактивными детьми. Возвращаясь, домой из школы, ребёнку полезно освободится от травмирующих моментов, успокоится, и только потом приступить к выполнению учебных заданий. Родители, при соответствующем обучении, в дальнейшем могут сами отслеживать состояние своего ребёнка и помогать ему.

Серёжа Т. Диагноз СДВГ. Эмоциональный фон неустойчивый. По возвращению из школы он раздражителен, плаксив или перевозбуждён.
Перед выполнением учебных заданий с ребёнком используем метод психокатализа, чтобы отпустить на волю всё то, что мешает его спокойному нормальному состоянию.

Например:

  • Чертёнок в голове смешит и мешает заниматься. В классе смотрел с другом комиксы. Отпустил чертёнка обратно в книгу.
  • Червяк в животе. Беседа в классе. Врач рассказывала о гигиене и возбудителях кишечных заболеваний. Пересадил червяка в горшок с цветком.
  • В горле противный комок шерсти. Одноклассница обзывалась, а обозвать девочку не смог, нельзя обзываться, это плохо. Наблюдали за обратным развитием этого комка, после того как обсудили данную ситуацию.

Хочется подчеркнуть то, что положительный результат при работе с детьми по преодолению затруднений в обучении методом психокатализа достигается. Новый опыт принимается и укореняется в сознании ребёнка в большинстве случаев. Принятие и закрепление этого опыта зависит от сотрудничества трёх сторон: родителей, учителей и ребёнка, но бывает, что по какой-либо причине родители или учителя самоустраняются. Это сказывается на здоровье ребёнка.