Мнемотехника

Мнемотехника или рекомендации по развитию памяти.

Способность запоминать и припоминать – это наша память. У каждого из нас условия развития памяти разные, разные и возможности. Память можно развивать и тренировать. Вот несколько простых упражнений, с которыми справятся родители. Заниматься можно и на прогулке, и дома.

1. «Сделай, как я» - соберите простое изображение (дом, прямоугольник, квадрат и.д.), дайте ребенку 30 секунд для запоминания и предложите по памяти собрать.

2. Рисование 5 – 6 геометрических фигур по памяти.

3. Предложите ребенку ответить на вопросы:

  • сколько окон в твоем доме?;
  • какого цвета шапка у твоей мамы?;
  • что ты ела на завтрак вчера?;
  • когда ты в последний раз ездила в автобусе?;
  • сколько подъездов в твоем доме?
  • что ты вчера ела на ужин?;
  • какого цвета платье на твоей любимой куклы?
  • назови свой адрес?
  • какого цвета глаза у твоей бабушки?

4. Поставьте 5 – 7 предметов для запоминания, дайте 30 секунд, чтоб запомнить, завяжите глаза ребенку, далее поменяйте предметы местами, откройте глаза ребенку и спросите: «Что изменилось?»

5. Слова для запоминания: дом, год, луна, кот, рука, брат, ночь, мост, окно, лес. Читается в медленном темпе один раз. Норма – (5 – 7 слов).

6. Цепочка слов.

Назовите три слова: стол, окно, стена. Ребёнок повторяет эти слова. Вы, добавляете каждый раз по одному слову, не меняя последовательности. Ребёнок повторяет.
Вы: стол, окно, стена.
Ребёнок: стол, окно стена.
Вы: стол, окно, стена, картина.
Ребёнок: стол, окно, стена, картина.
Вы: стол, окно, стена, картина, дверь.
Ребёнок: стол, окно, стена, картина, дверь.
Вы увеличиваете количество слов с каждым разом. В начале ребёнок может запомнить и повторить 6 слов, далее больше. Для тренировки запоминания, предложите ребёнку отыскивать глазами эти предметы или касаться руками (техника «Крючки»). В дальнейшем необходимость в этом отпадёт.

7. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Как заниматься?

Предлагаем вашему вниманию наш опыт организации занятий. 
Шаг 1. Необходимо провести тестирование зрительной и слуховой памяти, а также внимания детей (варианты тестирования даются в курсе «Методика мнемотехники»). Результаты фиксируются. 
Шаг 2. На основании результатов тестирования составляется целевой перспективный план опорных занятий).

Примерный план занятия.

  • Игра «фотоаппараты»;
  • рисуем слова;
  • составление рассказа по мнемотаблицам (увеличение знаний об окружающем мире, желание придумывать истории, появление интереса к заучиванию стихов, пополнение словарного запаса);
  • отгадывание загадок;
  • игра со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!»;
  • заучивание небольших стихов.

Ход игры:

Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.

Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.

Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)

Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.

Для того, чтобы был виден рост возможностей детей, а следовательно, не пропадал стимул к дальнейшей работе, стоит завести «Дневник достижений».